Внедрение инновационного комплекса образовательной системы в одном здании

                                Нина Алексеева


Алексеева Нина Афанасьевна —  директор МОБУ «Технический лицей Н.А.Алексеевой», лауреат Государственной премии Республики Саха (Якутии) в области науки и техники 1994 года, «Почетный работник образования РФ», входит в «Золотой фонд кадров Родины».

Инновационная образовательная система обучения и воспитания учащихся с тремя основными программами со сроками обучения 5-6 и 7-8, 9 лет реализуется в г. Якутске Республики Саха (Якутия). Данная программа  по развитию интеллекта детей в раннем возрасте: продолжительность   обучения со сроком обучения 5-6 лет с 1993 года,  со сроком 9 лет — с 2014 года и со сроком  обучения 7-8 лет – с 2019 года. В одном здании МОБУ «Технический лицей Н.А.Алексеевой» успешно реализуются параллельно три инновационные образовательные системы со своими основными программами обучения со сроками 5-6,7-8 и  9 лет.

         МОБУ «Технический лицей Н.А. Алексеевой», лауреат II Всероссийского фестиваля инновационных продукций Всероссийского конкурса «Новаторство в образовании-2015» в области внедрения инновационной системы обучения и воспитания учащихся. Проект автора ДЭМС Н.А. Алексеевой и ее соавтора Натальи Алексеевны Алексеевой «Инновационная образовательная система обучения и воспитания учащихся с  основными программами со сроками обучения 5-6 лет и 9 лет» получил диплом и золотую медаль от межрегиональной Академии управления и менеджмента, центра непрерывного образования и инноваций (ЦНОИ).     

В Техническом лицее Н.А. Алексеевой реализуется образовательный комплекс с вариативными образовательными программами.

«Внедрение параллельных инновационных образовательных систем в одном здании Н.А.Алексеевой» признаны экспертным советом  Санкт-Петербургского центра непрерывного образования и инноваций (ЦНОИ). Организационный  комитет и экспертный Совет конкурса на первом Всероссийском съезде «Моя страна» информировали сведения, что возглавляемая Ниной Афанасьевной  образовательная организация – Технический лицей Н.А.Алексеевой, признан лауреатом Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны — 2019» в номинации «Внедрение параллельных инновационных образовательных систем».

 Наша образовательная система реализует преемственные  основные  общеобразовательные  программы  начального общего, основного  общего, среднего (полного) общего  образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку по  предметам технического и естественного  профиля путем ускоренного и качественного обучения  учащихся. Устойчивое, качественное развитие основной  общеобразовательной  программы  начального общего, основного  общего, среднего (полного) общего  образования  с  техническим направлением помогло бы  решить  основные проблемы комплексного экономического и социального развития России. Умственный и интеллектуальный потенциал человека  можно развивать в самые ранние годы жизни.  Для этого надо иметь специально разработанную педагогическую технологию, методику и методическую систему обучения учащихся, учитывающие возрастные, психологические и физиологические особенности развития любого ребенка, и умело использовать их  в педагогической деятельности.

Например, приведем информацию о 13-летних выпускниках МОБУ «Технический лицей Н.А.Алексеевой» 2017 г., которую составила начальник отдела мониторинга и качества образования УО ОА г. Якутска  Наталья Романовна Степанова:

           «В 2017 г. государственную итоговую  аттестацию в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) сдавали 30 выпускников  лицея, из них 8 выпускников в возрасте 13 лет.  Согласно положению о формах и порядке проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, сдавали 2 обязательных предмета: русский язык, математику и экзамены по выбору. Все выпускники 13 лет преодолели порог успешности по обязательным предметам.

Таблица: Средний балл 13-летних выпускников 2017 г. «МОБУ Технический лицей Н.А. Алексеевой».

Предмет Средний балл
1 Математика базовая 5
2 Математика профильная 73,5
3 Русский язык 78,5
4 Физика 61,1
5 Химия 60,6
6 Информатика 51,1

Таблица №1.»

Данная инновационная система, работающая  по  усложненной  программе автора с целью  создания  условий  для  самореализации  личности с учетом  склонностей, способностей  и интересов обучающихся, ставит задачей научить планировать собственное образование  для раскрытия ее  интеллектуального  потенциала, для обеспечения  образования  повышенного  уровня  сложности  и  высокого качества. Следовательно,  в настоящее время полностью внедряется первая часть программы ДЭМС Н.А.Алексеевой. Данная  разработка, экономически выгодная образовательная система  нужна для развития экономики и общества,   ибо  массовое, интеллектуальное развитие останется в мечтах, мыслях и идеях многих прогрессивных ученых мира.   Бюрократический подход разных мастей к управлению образования, работающих по шаблону, без реальной помощи инновационным системам обучения и воспитания — такой подход не всегда ведет к улучшению качества образования в образовательном пространстве Российской Федерации. Нынешний педагог  постоянно занят составлением периодических отчетов,  вертикальным и горизонтальным контролем, участием в разных  собраниях, конференциях, теряет  время на посещение обязательных семинаров, курсов, поэтому некогда  ему работать творчески, и нет возможности достигать высоких результатов. Нерациональное использование времени  педагогов, не опирающихся на  основную задачу  традиционной системы,  приводит к нестабильности  результатов.  Хотелось бы, чтобы в каждом образовательном учреждении было желание и готовность изменять, разнообразить технологию и методику для интеллектуального развития учащихся и  для достижения качества образования.  Для решения этой сложной проблемы необходимы системные преобразования всего того, что относится к Министерству образования РФ, включая  управление системой образования в регионах, содержание самого образования, научное обеспечение и финансирование. Педагоги пережили все последние законы образования. Эти вопросы серьезно не решаются.

 Современное производство, базирующееся на совокупности знаний из области математики, кибернетики, информационной технологии, физики, химии и знание иностранных языков помогает более качественной общеобразовательной подготовке специалистов. Вхождение человека в современное общество требует от него готовности быстро и эффективно овладевать высокими технологиями.   Начиная со второй половины XX века — периода крупномасштабных реформ в образовании — в России не затрагивалось качество и  высокая результативность, стабильность качества образования, не говоря уже о параллельном комплексе инновационных систем образования в одном здании. Тогда, чтобы хотя бы выйти из этого положения, в современных условиях необходимо  иметь такую образовательную параллельную инновационную систему обучения и воспитания учащихся в одном здании с целью грамотно использовать динамику образовательного процесса. Динамика — это уникальный параметр учебного процесса, уверенно гарантирующий при любых экономических, политических, экологических и социальных рутинных, в  жестких условиях перестройки страны условиях, независимо от  всего  этого, достижение качественных высоких результатов обучения и воспитания учащихся. Для того чтобы добиться всего этого,  сегодня  образованию  необходимо, в первую очередь, интеллектуально развивать своих педагогов, повышать их профессиональный потенциал самим руководителям образовательного учреждения. Я, как директор своего Авторского образовательного комплекса, занимаюсь, каждый день  всеми вопросами по положению руководителя, но, кроме этого, с 1993 года обучаю педагогов-реализаторов по всем дисциплинам своей Динамической методике и управляю учебным процессом  Дифференциальной  технологией, опираясь на собственную инновационную  образовательную систему. За двадцать шесть лет  реализации новой  образовательной системы через наше обучение, кроме своих педагогов-реализаторов,  прошли 250 учителей по всем предметам. Они до сих пор работают в сфере образования Республики Саха (Якутия). Каждый из них, наверное, неплохо работает.  Как все знаете, из-за нарастания консервативных веяний в области образования в стране было нелегко в настоящее время и  в конце XX  века показывать необычные  факторы повышения экономической эффективности интеллектуального педагогического и детского труда. Россия каждый раз выдерживает  разного рода  реформы образовательной системы. Любая  реформа  должна  быть  направлена  на улучшение  условий  труда педагогов и учащихся, на  повышение  интенсивности  образовательного процесса, а  не  на  усредненные  результаты    качества  работы или заниматься оптимизацией  образовательных систем. Одним из основных недостатков традиционной системы обучения является   слабая взаимосвязь ее элементов и негибкость ее деятельности во время учебного процесса. Стабильность качества образования с экономией в 2-3-4-5  человека-лет – такое обучение и воспитание учащихся нашей системы сегодня  в интересах устойчивого развития экономики нашей страны и является конкретным инновационным потенциалом. В нашей стране стараются крутить куб, учитывая человека-час, а надо было научиться крутить  шар по земле, учитывая стойкую экономию человека-лет. До сих пор учителя школ традиционной системы используют поурочные, годовые планы,  не обращая  внимания на  индивидуальную траекторию  развития    учащихся. А.С. Макаренко подчеркивал, что  подлинное развитие педагогической науки связано с ее способностью «проектировать личность», поэтому  мы, авторы, не рекомендуем  искать одаренных детей, а любого ребенка можно смоделировать поэтапным  обучением,  соблюдая КОД развития человека, предлагая  программу по интеллектуальной траектории развития личности.  Например, в 2016 году 12 апреля по приказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Рособрнадзор проводил контрольные  работы по математике и русскому языку. Цель – проверка  освоения программы среднего общего образования по ускоренному  курсу.

Протокол №3

малого педсовета МОБУ «Технический лицей Н.А. Алексеевой» от 5 мая 2016г.

На повестке: Итоги промежуточной аттестации шести учащихся 11 класса.

Присутствуют: директор лицея Н.А. Алексеева, зам. директора по учебной части Наталья А. Алексеева, классные руководители, члены профкома, педагоги-реализаторы русского языка и математики, представитель Департамента по контролю и надзору в сфере образования А.А.Пухов — руководитель отдела государственного контроля качества образования и государственной  аккредитации образовательных организаций.

Выступления:

1. Н.А. Алексеева:

«К сожалению, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) занимается чрезмерной проверкой результатов освоения программы и качества подготовки обучающихся к ЕГЭ с использованием средств видеофиксации, даже решают провести мониторинг допуска учащихся к государственной итоговой аттестации. Это качественного результата не даст. Почему все школы должны работать под один стандарт? Ведь кто-то может освоить программу не только за два, но и за три, и за четыре года по интеллектуальным траекториям своего развития. Необходимо развивать у учащихся интерес к получению знаний и научить их ответственности за качество образования. Образовательные учреждения обязаны отвечать за достижение качества образования, а достигать качества образования под постоянным вертикальным надзором невозможно. Школы, которые работают по индивидуальным учебным планам «год за два», можно только похвалить, поддержать, помогать по возможности в материальной базе по современным  требованиям, а жесткий надзор, вертикальный контроль уровня Рособрнадзора, Министерства образования морально уничтожают инициативу школ. Такой подход к образованию — это элемент схоластики в педагогике. Надзор в образовании не решит вопрос успеха в образовании, а наоборот, ведет к снижению качества образования. Если будет дальше продолжаться надзор по вертикали, то со временем постепенно контингент молодых педагогических кадров сильно сократится, потому что реально в настоящее время учителям не созданы условия работы, и отсутствует достаточная реальная помощь от государства. Например, методическую литературу педагог покупает на свои деньги, а государство кое-как обеспечивает учебниками. В некоторых школах  условия не соответствуют современным требованиям, да еще при таких условиях придумали вертикальную проверку-надзор. Мне кажется, не все молодые педагоги это могут выдержать. Таким путем никогда качества образования школа не добьется, не говоря уже о достижении стабильности качества образования. Невозможно народ под страхом заставлять работать и добиваться качества образования. Еще одна проверка знаний учащихся перед ЕГЭ не только сбивает учащихся с ритма, но и создает дополнительный стресс».

Департамент по контролю и надзору в сфере образования провел промежуточную аттестацию для обучающихся, осваивающих образовательную программу основного общего и среднего общего образования по ускоренному курсу по программе интеллектуальной траектории развития личности с использованием средств видеофиксации по следующим предметам:

  1. математика 19 апреля 2016 года;
  2. русский язык 21 апреля 2016 года.

Координатором мероприятий является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО). Из нашего лицея участвовали шестеро выпускников в возрасте 14-15 лет, т.е. учащиеся, которые  обучаются по программе  интеллектуальной  траектории развития личности, минуя 10 класс, перевелись с девятого  в 11 класс.

Результаты промежуточной аттестации обучающихся в МОБУ «Технический лицей Н.А.Алексеевой» городского округа «город Якутск» по математике:

Фамилия Имя Отчество Оценка
1 Аммосова Кристина Николаевна 5
2 Ботуев Иван Аялович 5
3 Дьяконова Мария Алексеевна 5
4 Евсеев Уйгулан Николаевич 5
5 Платонов Симон Владимирович 5
6 Платонова Светлана Сергеевна 5

Результаты промежуточной аттестации обучающихся в МОБУ «Технический лицей Н.А.Алексеевой» городского округа «город Якутск» по русскому языку:

Фамилия Имя Отчество Тестовый балл*
1 Платонова Светлана Сергеевна 95
2 Аммосова Кристина Николаевна 78
3 Ботуев Иван Аялович 65    
4 Платонов Симон Владимирович 62
5 Дьяконова Мария Алексеевна 58
6 Евсеев Уйгулан Николаевич 57

* 24 — количество баллов, необходимых для получения аттестата,

36 — количество баллов, необходимых для поступления в вуз.

Симон Платонов за два учебных года освоил программу VII,VIII,IX,X и XI классов и на промежуточной аттестации из 20 получил 20 баллов по математике, по русскому языку 62 балла. Иван Ботуев за два астрономических года освоил программу VII,VIII,IX,X и XI классов и получил на промежуточной аттестации по математике оценку «отлично», а по русскому языку — 65 баллов.

Светлана Платонова за один учебный год освоила программу X и XI классов и на промежуточной аттестации по русскому языку получила из 100 баллов 95, по математике «отлично». А также Кристина Аммосова по русскому языку -78 баллов, по математике «отлично», Мария Дьяконова по русскому языку -58 баллов, по математике «отлично», Уйгулан Евсеев по русскому языку- 57 баллов, а по математике оценка «отлично».

2.        Ксенофонтова Е.А.- кл. руководитель 11 класса, председатель профкома:

«Я тоже считаю, что такой контроль сбивает с ритма работу учащихся. Это непродуманное вмешательство. Надо подойти к нашему лицею индивидуально, ведь таких образовательных учреждений, как наш лицей, нет нигде. Передайте, пожалуйста, наше мнение. Это мнение всего педагогического коллектива».

3.        Е.В. Колотинская, педагог-реализатор химии в старших классах:

«Почему так поздно начали проверку? Хотят убрать форму обучения экстерном или как? Какова конечная цель проверки?»

4.        Пухов А.А.

«Ваши результаты очень хорошие. Все сдали математику на «отлично». Это была резкая, спонтанная проверка. Мы получили рекомендательное письмо от Рособрнадзора и провели проверку в трех школах. В других наших школах и по всей России  результаты неважные. В следующем году будет проверка по 11  предметам. Я знаю, что вы работаете в плохих условиях; даже в сельских школах условия лучше, чем у вас».

Решение:     Всех     шестерых     учащихся,     прошедших     промежуточную аттестацию, допустить к государственным экзаменам.

     Традиционная система обучения  реализует   программу Российской  Федерации за одиннадцать  лет, не практикуя  экстернат, поэтому экономический эффект традиционной системы не может показать  конкретный качественный результат, не говоря уже об экономическом эффекте. ДЭМС Н.А.Алексеевой – это новая система обучения — альтернативная, которая не является  узконаправленной, но является углубленным предметным преподаванием с первого класса,  руководствующимся спиралевидной программой обучения. Сокращается  освоение 11-летней общеобразовательной  программы РФ  до 5-6,7-8 лет и 9 лет, при этом обеспечивается  изучение  учебных предметов в  необходимом  объеме, чем это предусмотренном единой составной частью  государственных стандартов – федеральным компонентом  общеобразовательных программ. Это целый комплекс систем гармоничного развития человека, ибо  по объему  охватывает не только педагогику, этнокультуру, психологию, но и медицину, искусство, этнопедагогику, этнопсихологию  и другие науки. В МОБУ «Технический лицей Н.А.Алексеевой» реализуется,   начиная с 1993 года и  по настоящее время, экономически  выгодная система обучения и  воспитания учащихся. Она позволяет усвоить  курс  11-летней  общеобразовательной  школы Российской Федерации за  оптимальный срок обучения  по  одной стройной спиральной программе по Дифференциальной технологии и Динамической методике  Н.А.Алексеевой в их  единой  полной интеграции собственный комплекс образовательной системы в одном здании, не сокращая предметных дисциплин, предусмотренных  государственным стандартом РФ. Такую  образовательную систему обучения и воспитания учащихся можно  назвать инновационным комплексом, если функционирует своя  методическая система со своей технологией, методикой,  гарантирующая достижение  стабильности качества образования при любых экономических, социальных и политических факторах. 

    Появление  параллельной инновационной системы при обучении и воспитании учащихся в одном здании при своевременной поддержке и достойном финансировании, положительно решили бы проблемы развития  качества образования в регионах, даже в обыкновенных общеобразовательных школах. Некоторые руководители Управления образования думают, что легко внедрить методическую систему, как нашу, в сферу образования. Внедрение нашей системы в функционирующую общеобразовательную  школу будет иметь большие трудности, потому что  альтернативные образовательные системы несовместимы. Отдельным этапам каждой части  нашей программы   должны соответствовать  самостоятельные  образовательные учреждения, или, при нехватке зданий школ, можно открыть инновационный образовательный комплекс  в одном здании.

Первая часть программы автора реализовали в не самых лучших финансовых, материальных условиях,  поэтому   надеемся, что в будущем хотя бы программа со сроком обучения 9,7-8, лет реализовывалась массово во всем образовательном пространстве РФ. Свою работу считаем универсальной: нет языкового барьера, нет зависимости от национальности, религиозной принадлежности и политических убеждений. Программа ДЭМС Н.А.Алексеевой спиральная, поэтому особенно в 4-11 классах учебный материал повторяется  дважды, трижды закрепляется во время освоения российского стандарта образования, благодаря единым матрицам методики, технологии, системы автора. Для того, чтобы грамотно выполнить поставленную  образовательную задачу, необходимо  иметь специально разработанную технологию, методику, систему обучения учащихся, учитывающую возрастные, психологические и физиологические особенности развития любого ребенка,  умело использовать их при реализации любой принятой программы, обучаясь у  автора и соавтора (demsalexeevoy@mail.ru). Грамотно смогут реализовать программу автора только те педагоги-реализаторы, которые обучены,   и самое главное  — сумели правильно  использовать методическую  систему. Несмотря на негативное отношение к нашей инновационной  системе обучения и воспитания учащихся,  думаем, что  результативное образование, как наше, обеспечило бы будущую успешную карьеру молодежи, а Россия повысила бы свой интеллектуальный потенциал и укрепила бы экономику, если все школы России работали бы как мы. До сих пор ищут и проводят разного рода совещания,  конференции, но не смогут прийти к единому решению создания инновационной системы образования.

 Инновационная образовательная система в целом представляет собой совокупность взаимосвязанных средств, методов и способов обучения, нацеленных на формирование личности с заданными от природы качествами. Как в любой  педагогической системе, элементами  ее являются учащиеся, педагоги, цели и задачи обучения, содержание обучения, учебный процесс, процесс  обучения  методике  всех педагогов-реализаторов.  Строгая реализация первой части программы автора (две другие не реализованы) достигает гарантированный результат качества. И экономия в 2-3-4-5 человека-лет —   сильный экономический, социальный фактор для умного человека, добивающегося повышения экономической эффективности своего интеллектуального труда. 

С другой стороны, когда образование РФ требует и контролирует единый стандарт образования, очень трудно  появиться абсолютно инновационной альтернативной образовательной системе обучения, не говоря уже  параллельных образовательных комплексов. Для достижения высокого уровня образования одинакового и  единого стандарта образования не должно быть, так  как одинаково способных, с крепким здоровьем  детей и   профессионально сильно, хорошо подготовленных педагогов и руководителей  не бывает. Образовательный комплекс  должен работать творчески, повышая интеллектуальный потенциал, а не  как школа, работающая по поурочным планам, опираясь на единый учебный план, который рекомендован  и контролируется сверху, подчинен  единому стандарту.  По моему мнению,  единого стандарта образования никогда не должно быть, так как одинаково профессионально подготовленных руководителей школ, тем более образовательного инновационного комплекса никогда не будет. Безусловно, в каждой образовательной организации должно быть желание и готовность изменять, разнообразить технологию и методику интеллектуального развития учащихся и всего педагогического коллектива.

      Наш лицей отличается от других образовательных учреждений  тем, что придерживается  оптимальной нагрузки, направленной  на качество знаний в едином действии методики и технологии, создавая самостоятельный образовательный инновационный комплекс в одном здании, опираясь на  регулярные консультации автора педагогам по всем дисциплинам. Миссия  нашей образовательной системы заключается в ускоренном, интенсивном и качественном обучении учащихся, сохраняя стабильность результата, поэтому главная задача  автора заключается в повышении квалификации педагогов-реализаторов по всем учебным дисциплинам и в создании условий для развития  интеллектуального потенциала.

В целом, такая образовательная система называется  ДЭМС Н.А. Алексеевой, которая включает технологию и методику в едином управлении образовательным  процессом собственной образовательной системы. Чтобы достичь массового проявления интеллектуального развития человека, стараемся на практике не только реализовать успешно, а доказать  жизнестойкость этой образовательной системы при любых экономических и социальных рутинах общества. Интеграционная взаимосвязь этого  инновационного образовательного комплекса позволяет не только успешно реализовывать программу опережающего  обучения, но и эффективно использовать  электронно-технические возможности образовательного учреждения для отработки практических навыков, обеспечивая организационно-методические условия функционирования и развития образовательного процесса. Воспитательная  и образовательная система в  работе лицея  образует единую матрицу  образования и воспитания в  сотрудничестве с родителями учащихся с 1993 года. В работу лицея вовлекаются родители, а также включаются традиции и организационные формы, и в каждую субботу для родителей проводится занятие, где они проходят адаптацию к новой системе и  обучаются педагогической науке. Целостность данной системы позволяет сочетать гармоничное взаимодействие всех элементов образовательного комплекса. В этом и заключается  динамичность, гибкость и универсальность данной Авторской инновационной системы. Все элементы системы нацелены на достижение  конечной цели оптимальным путем. В системе не должно быть ничего лишнего. Методическая система, технология и методика обучения учащихся  отличается от других образовательных учреждений  тем, что придерживается  оптимальной  нагрузки,  делающей упор  на качество знаний и интеллектуальное развитие целого коллектива.

         За  недолгий отрезок времени деятельность нашей образовательной системы из-за несоответствия занимаемой площади считалась и считается  школой  малокомплектного типа. На самом деле, за  26 лет, моя система осуществила  интенсивность выпуска, равного выпуску большого образовательного учреждения (1000 учащихся), и она должна являться сильным параметром для сохранения малокомплектных школ в России, а не подвергаться хирургическому вмешательству под видом оптимизации. Количество выпускников лицея равняется  количеству выпускников, обучающихся в течение 11 лет в типовой средней общеобразовательной школе с контингентом более 1000 учащихся,  за счет интенсивности производимого выпуска.   Любое образовательное учреждение является живым организмом, самосовершенствующимся, саморегулирующимся, саморазвивающимся.  Основными  качествами образовательной системы  являются образованность, воспитанность и законопослушание.  Параллельные, инновационные образовательные системы т.е. образовательный комплекс с вариативными программами строятся на таких принципах: системность, ускоренность, оптимальность, интенсивность, динамичность, результативность, универсальность, стабильность. И обладает  такими свойствами, как ритмичность, гибкость, мобильность, самостоятельность, самоуправляемость. Дифференциальную технологию без Динамической методики Н.А. Алексеевой  использовать в учебном процессе нельзя, так как будет отсутствовать одновременность создания определенного  ритма учебной деятельности всей образовательной системы и достижении одинаковой высокой результативности. Без единства действия невозможно добиться одинаково  высоких, стабильных результатов качества образования по всем дисциплинам. Анализ результатов всех элементов технологии положительно  динамичен соответственно  росту развития обучаемого  и квалификации педагогов-реализаторов. Главное преимущество инновационной системы – ее универсальность, динамичность, результативность, эффективность и системность с дифференциальным обучением, что на сегодня является одним из приоритетных направлений педагогической технологии и методики. Достоинство данной образовательной параллельной инновационной системы — развитие интеллектуальных возможностей личности, конкурентоспособности, что позволяет учащимся учиться отлично, выше отлично и успешно поступить  в престижный технический  вуз страны. Значит, МОБУ “Технический лицей Н.А.Алексеевой” — учебное  заведение   для  детей, готовящихся  к  поступлению  в  технические  университеты  и  престижные  учебные  заведения  России и  за  рубежом. Наши выпускники оканчивают вузы в 17-18-19-20 лет, получают востребованную специальность. Особенно отличившие четыре выпускника в учебе получали красный диплом с отличием и награждены золотыми медалями  таких университетов, как Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Уральский    государственный политехнический университет им. Б.Н.Ельцина; успешно учатся в аспирантурах разных вузов России. Среди выпускников, окончивших вузы, есть специалист отдела ЮНИСЕФ ООН, инженер-конструктор космических ракет, начальники отделов, главные специалисты банков, других государственных учреждений, а также авиа-космической промышленности.

         Принципиальной особенностью ДЭМС Н.А.Алексеевой является ее инновационная направленность и параллельность.